vlad1_74

Неплохо бы видеть за деревьями лес

Previous Entry Share Next Entry
Что хотел сказать А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке», и совсем не детям?
vlad1_74




Казалось бы, детская сказка, и что про неё думать, ан нет, в ней заложен глубокий смысл. «Добрым молодцам урок» - не зря заканчивает этими словами сказку Александр Сергеевич. Так в чём же урок и предостережение?
Суть сказки в следующем. Царь Дадон посылает две рати войск, возглавляемые двумя сыновьями, все они с войском погибают и не возвращаются и царь Дадон с войском идёт сам. Приведём знаковые строки, из которых можно сделать определённые выводы.


Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” - мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве...
Царь завыл: “Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла”.
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Можно предположить, что сыновья один за другим проделали тоже самое, и на почве ревности у них разгорелась междоусобица,  они поубивали себя и своих людей. На чары соблазна  запал и сам царь Дадон. В конце концов, старец, который подарил ему петушка, чтобы спасти Дадона, просит отдать ему Шамахинскую царицу, но Дадон не понимает опасности, откуда она ему грозит и, убивая старца, погибает сам. Так в чём же урок, который нам преподаёт Пушкин? Урок в том, что виной всему разврат и растление. Заметьте, Дадон не женился на Шамаханской царице как это положено, по-видимому, не собирались жениться на ней и его сыновья. Дадон пировал с ней (надо думать он ей не сказки в шатре рассказывал). Отсюда и расплата.

А теперь переложите эту сказку-притчу на нашу действительность. Сексуальная распущенность набирает обороты у нас в России. Причём она уже весьма сильно укоренилась. Столкнувшись с проблемой профилактики ВИЧ-инфекции, мы обнаруживаем целенаправленное развращение молодежи. На лекциях-тренингах идёт в первую очередь разрушение стыдливости, как основного защитного механизма от беспорядочных половых связей. Противодействие родительской общественности  сталкивается с серьёзным сопротивлением различных госструктур. Да, добрым молодцам урок пока не идёт на пользу.

  • 1
на черновиках находили варианты, что изначально представлялось как игра в шахматы м-у стариком и царицей.
можно сказать что царица поступила стратегически верно и выиграла у старика всю партию.
Да побеждает, не ум, техника и сила. А игры на эмоциях интриги и беспринципность.
У кого молодцам брать урок у победителя или проигравшего?

Т.е Вы хотите сказать, что с Шамаханской царицы надо брать пример?

Если посмотреть всех остальных героев, Дадон явно агрессор
"Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;"

Старик-мудрец, с системой раннего предупреждения. Также решил нанести превентивный удар соседнему государству. Ведет себя не так как подобает честному человеку. Кроме того заключенный им контракт поистине дьявольский. Он оставил контроль за собой и обязал дать ему любую награду, воспользовавшись безвыходностью Дадона.

Сыновья друг друга зарубили, что их характеризует как очень умных и доброжелательных родствеников, развал царства после смерти Дадона неизбежен. Учитывая что царица в одиночку ни с кем из них справится не могла.

Можно только восхищаться царицей, как она выпуталась из этой безнадежной ситуации. А так да добрым молодцам урок это не заключайте сделок с дьяволом, и не обижайте слабых.

Вообще-то, это средневековье. Тогда подобное было нормой.

Пушкин написал эту сказку, будучи зрелым человеком в возрасте 35 лет. Вы же не будете утверждать, что он здесь превозносит средневековые нравы. Мне кажется, он специально не пишет, почему погибли сыновья, тем самым даёт читателю самому подумать на эту тему. Для любого человека смерть сыновей это большое горе и тем не менее порок оказывается сильнее. Разве не это хочет сказать Пушкин?

думаю, что все, что хотел сказать Александр Сергеевич - "думай побольше головой, и, желательно, той, которая на плечах, а не в штанах".

будь это кто другой, я бы предположил намеки на шерше ля фам. но Пушкин слишком любил женщин, чтобы про них говорить подобное.

Пушкин нигде не отметил, что старец представляет интересы другого государства. Из текста понятно, что старец свой, и он действует на благо Дадону. Ваше предположение о превентивном ударе здесь не проходит.
Относительно царицы - это женщина пониженной социальной ответственности, можно даже сказать больше, она символизирует худшие стороны коварности Востока, о которых нужно всегда помнить, о чём и предупреждает Пушкин.

Edited at 2017-07-28 09:37 am (UTC)

Ну не совсем свой. во первых - он говорит петушок мой, а войны твои. Он не разделяет себя с государством и подданными. Царь с поклоном отправляет гонца к нему, а не приказывает. Ну и пообещав награду "волю первую твою я исполню как свою." Он отнесся к нему как к равному.

Очень интересно что убийство скопца совершил царь, но порицает автор девицу. На встречу ей выслали 3 войска. Греховодили все, армии у нее не было. Убийств она не совершала. Но вам хочется обвинить именно ее.

Не мог быть подданным царя человек, по сигналу которого армии бегают без размышлений и которому сам царь обязан. Почему Пушкин акцентирует что он скопец и в шапке сарацинской? Как минимум он такой же, как шамаханская царица которые взяли в свои игры соседского царька.
Зачем скопцу желать красавицу? Кто движущие силы в сказке?


Да, Вы правы, сарачинская шапка - атрибут мусульманина. Но это не отменяет того, что несёт в себе сказка. И Дадон, и его сыновья поддались соблазну, за что и поплатились в конечном счёте, и здесь я обвиняю прежде всего слабость Дадона и его сыновей и в этом главный урок, а не в том, что царица коварная обольстительница.

Пушкин как противник беспорядочных половых связей? Интересно.

вас не смущает что это сказка? -)
Так то бой Мудрый-скопец вс Глупая-красотка, окончился в пользу красоты.

меня смущают далеко идущие выводы автора, уроки литературы в советской школе легли тяжелой печатью на его сознание.

Вообще-то дискуссия идёт о произведении, а переход на личности не очень красит оппонента, тем более, когда это говорится о Пушкине. Здесь больше сплетен и мифов. Вы что, свечку держали? Если он, по Вашим словам, был ловелас, то когда он за 37 лет успел написать более 10 томов, в которые входят: 14 поэм, 1 роман в стихах, 6 драматических произведений, 15 произведений прозы, 7 сказок и 783 стихотворения. (https://otvet.mail.ru/question/22142068 здесь более полный перечень). Злопыхателей у Пушкина было предостаточно.



любвеобильность я не считаю недостатком. Так что насчет "злопыхателей" - мимо.
Вы близко знакомы с творчеством успешных поэтов и писателей, что в состоянии оценить количество жопочасов для написания 10 томов и определить, хватало ли времени волочиться за каждой юбкой или нет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account