vlad1_74

Неплохо бы видеть за деревьями лес

Previous Entry Share Next Entry
Сейчас цель образования – отсеять «избранных», а остальные …
vlad1_74




Психолого-педагогические ошибки современной системы образования приводят к перезагруженности школьников и отсутствию интереса к учебе. Об этом заявила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачева 13 октября на круглом столе в пресс-центре «Аргументы и факты — Челябинск», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

По словам общественника, основная из таких ошибок — пропуск в образовательном процессе этапа донаучного мышления ребенка. Речь идет о стадии мышления, когда ребенок сложные для себя явления объясняет простыми словами, что влечет за собой толчок в развитии. Сейчас первоклассникам дают слишком сложные термины, в результате они не хотят учиться, теряют интерес к обучению.
Так, выпускник детского сада, приходя в первый класс, понимает, что такое линия. Но в школе ему говорят, что линия — термин неверный, правильный — прямая, то есть бесконечная, состоящая из бесконечного количества точек, соединенных между собой, не имеющая начала и конца. Соответственно, детям нужно дать понятие луча и отрезка.
«Какой первоклассник в состоянии все это освоить? Нарушается принцип „от простого — к сложному“», — отметила эксперт.
Екатерина Забачева добавила, что еще одна проблема — перекладывание на родителей школьника функций педагога-наставника. Форма образования сегодня построена так, что есть ребенок — обучаемый — и наставник (тьютор, сопровождающий) — тот, кто обучает.
«Сейчас эта роль сопровождения в итоге перекладывается на родителей», — добавила она.
Родители, не имеющие опыта и профильного образования, должны помогать ребенку осваивать материал. При этом лишь некоторая часть из них может не работать и полностью погружаться в обучение ребенка. Остальные, вернувшись вечером с работы, вынуждены садиться с ребенком за уроки.
Поводом для встречи экспертов в области образования, названной «Зачем нужны домашние задания?», стали интернет-публикации, в которых родители школьников делятся наболевшим — чрезмерной загруженностью детей заданиями на дом. Так, автор одной из заметок призывает вовсе убрать домашние задания, ссылаясь на опыт Финляндии.
Отметим, никто из собравшихся экспертов не стал отрицать, что российские школьники чересчур загружены домашними заданиями, и это действительно является проблемой. Но и перенимать финский опыт педагоги отказались.
Как пояснила директор Челябинского лицея-интерната для одаренных детей Ирина Рузаева, в Финляндии совершенно другая система образования, в основе которой — практико-ориентированные методы преподавания. Финские учителя даже не вникают в то, как именно они преподают. В России же школа ориентирована на фундаментальность знаний. Ее выпускник должен получить основу как точных, так и гуманитарных и естественных дисциплин независимо от того, какой профиль деятельности выберет в дальнейшем.
Учитель химии лицея № 77 Марс Вахидов с удивлением воспринял идею о переносе финского опыта на российскую почву.
«Как можно сравнить с финской школой? Какая задача у Финляндии в мире и какая — у России», — подчеркнул он.
По словам Вахидова, перегрузка детей является следствием перегрузки школ. Учебному процессу сопутствует множество проверок, экспертиз, для оценки качества образования предусмотрены разного рода тестирования и проверочные работы школьников.
Эксперты призвали родителей, чьи дети не справляются с объемом домашних заданий, пересмотреть распорядок дня, а также привить детям навыки управления собственным временем. Кроме того, родителям стоит разобраться в учебных планах, которые составлены для каждой образовательной организации, и выстроить взаимодействие со школой.

P.S. Почему программы такие сложные понять можно, потому что уровень технического прогресс задаёт другие требования. Вот примерно такое объяснение можно услышать от авторов программ. Если дети способные и талантливые они ещё не такие сложные программы освоить могут, но задача стоит общий уровень поднять, а не просеять вундеркиндов. Я так по-дилетантски скажу, что образования должно дать некие понятные всем базовые знания, которые может освоить основная масса детей, а дальше научить ученика осваивать любые знания, в любых областях исходя из данной базы. Если же дети не понимают, значит, разработчики виноваты. Пусть трудятся лучше. Для особо одаренных, пожалуйста, отдельные факультативы. Непонятно, зачем в школах дают большой объём информации. Ещё Чернышевский, словами своего героя Рахметова, говорил, что в мире не так много книг, есть основные, а остальные либо занимаются плагиатом, либо интерпретацией. Прямо про наших разработчиков школьных программ говорится. В мире множество профессией и невозможно  в школе и даже в вузе их охватить, так зачем давать большой объём знаний, не надо пыжиться охватывать необъятное, если при этом убиваем желание учиться у детей. Соизмеряйте программы с психологическими возможностями основной массы учеников, и будет всё нормально. Ещё раз повторюсь, главное необходимо научить осваивать любой материал, а если ещё и приучать творить, придумывать что-то своё – это несоизмеримый не с какими объёмами знаний. Научить творить - это вообще высший пилотаж образования.


  • 1
Эксперты едва наметили главную причину "перегруженности" детей и нежелания их учиться - это принципиальная невозможность осмыслить преподаваемый в знаково-символической форме материал. Дети устают только от бессмысленности происходящего в классе. И могут работать как боги в течение всего дня, все без исключения, не уставая при этом и не теряя здоровья, напротив, восстанавливая его и укрепляя, в ситуации, когда имеют возможность, двигаясь от простого к сложному, от наивных представлений о мире ко всё более точным и целостным.

Поэтому нет никакой необходимости снижать планку знаний, чем мы и начали заниматься уже во времена перестройки и никак не можем остановиться. Есть вторая половина дня, все школы практически работают сейчас в первую смену. Они готовы предоставить любому классу и его родительскому сообществу помещения для организации занятий по углубленному изучению предметов, занятий детей с педагогами дополнительного образования, по программе, которую родители могут выбрать самостоятельно, пригласив при необходимости даже научного руководителя с авторской программой. Все хотят только одного, чтобы государство всё это организовало совершенно за бесплатно. Но без участия родителей в образовательном процессе, участия хоть и на равных, но такого, которое вовсе не предусматривает дублирование роли учителя, достичь значимых результатов в развитии страны в современном мире не представляется возможным.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account