?

Log in

No account? Create an account

vlad1_74

Неплохо бы видеть за деревьями лес

Previous Entry Share Next Entry
Воспитание у детей социальных компетенций и гармоничной личности.
vlad1_74
Всем нам известно , что оценка стимулирует учащихся (любого человека) получать высокие оценки: «4-ки», «5-ки». Подобный принцип был положен в основу оценивания поведения детей доктором педагогических наук, профессором, академиком АГН Молчановым Сергей Григорьевичем. Более того, в его методике заложен принципы «воспитания в коллективе и через коллектив» и «опоры на положительное», предложенные ещё А.С. Макаренко.

Дети сами (взаимно) оценивают каждую компетенцию (личное качество) каждого сверстника (-ицы) по десяти-балльной шкале. Оценка становится достоверной при не менее, чем пяти экспертных оценок (а в группе (классе), как правило, более двадцати обучающихся (воспитанников). Оцениванию подлежат только позитивные качества («ответственность», «гражданственность», «духовность», «пассионарность» и др., к примеру, названные в Послании Президента В.В. Путина (12.12.12 и 12.12.13). Взаимность оценки снимает жесткость, обеспечивает тактичное оценивание. Зная о том, что члены социальной группы будут тебя оценивать периодично (раз в месяц или в четверть), каждый старается совершить по отношению к другому полступки, в которых проявляются, именно, оцениваемые качества.

1.2.1. Рассмотрим более детально этот процесс.

Из расширенного перечня социальных положительных компетенций - приложение 1 выбираются компетенции в зависимости от возрастной группы, к примеру, 4-й класс - приложение 2, далее сами учащиеся оценивают друг друга и заполняют таблицу экспертной карты - приложение 3, статистический анализ выраженности качеств каждого члена социальной группы проводит педагог и получает информацию о выраженности каждого качества у каждого члена группы - приложение 4, появляется возможность, при последующих, повторных экспертных оценках, сравнивать числовые значение выраженности качеств (сплошная линия, следующий замер - пунктирная линия) и фиксировать: а) либо «сползание» к плохому, либо б) увеличение хорошего (можно строить графики динамики личных качеств в группе, у каждого ребенка, каждого качества и т.д.приложение 1
приложение 2
приложение 3
приложение 4
Таким образом, решается сразу несколько проблем, собирается информация о уровне «воспитанности» («социализованности»), тем самым решается проблема профилактики.
«Сползание» к плохому будет проявляться в поведении воспитанника по отношению к сверстникам (уже в младшей группе, у 3-4-летних). И можно, через ребенка, увидеть, что происходит в семье: если уровень положительных социальных компетенций у ребёнка растёт, то нет необходимости вмешиваться в семейные отношения. Если же положительные компетенции у ребёнка ухудшаются (проявляются все реже), тогда требуется квалифицированное вмешательство, начиная с педагога, работника социальной защиты, участкового и проч.
Начинается все с использования педагогом своих компетенций для индивидуального подхода к ребёнку. Если возникает необходимость, то привлекаются социальные педагоги, психологи, медицинские работники, зам. директора по воспитательной работе, родительская общественность (по методике проф. Молчанов С.Г.) и т.д.