vlad1_74

Неплохо бы видеть за деревьями лес

Previous Entry Share Next Entry
«Воскресение» Л. Н. Толстого, как проект изменения человека и России
vlad1_74





Лев Николаевич Толстой написал этот роман в конце жизни и поэтому можно утверждать, что это некий итог жизненного пути великого писателя. Отмечу свои личные впечатления о прочитанной книге.
Мыслей и впечатлений много, но хотелось бы остановиться, на мой взгляд, на следующем основном  моменте. Главный герой - это человек, с детства предрасположенный к жизненной справедливости, под воздействием внешней среды «ломается» и начинает жить как все. Здесь стоит отметить, что под воскресением понимается метафора, как процесс воскресения из некого мёртвого состояния, в котором жил главный герой Нехлюдов.

Он оживает и превращается из «мёртвого» животного состояния в «живого» человека, т.е. начинает жить полноценной человеческой непритворной жизнью. Какое же событие в его жизни становится тем краеугольным камнем, с которого начинается процесс воскресения. Это его угрызения совести на суде, по поводу падения Катюши Масловой, его понимание, что он был причиной нравственного падения Катюши. Нехлюдова не сильно смущают  неоднократные связи с женщинами, ему слегка неприятна связь с женой председателя, но с Катюшей вдруг угрызения совести наваливаются с такой мощью, что он начинает серьёзно изменяться. Так в чём же здесь дело?
Получается, что первые интимные отношения настолько важны для человека, что это может изменить всё его отношение к жизни.  Зная это, наши предки не допускали этого до свадьбы. Создание семьи было самым значимым событием в жизни человека. Интимные отношения молодых людей допускались только после свадьбы. Связь молодых людей до супружества осуждалась не просто так, а потому что это влечёт за собой  трагедии, что  мастерски показал Лев Николаевич в своём романе. Чистая  душой и телом Катюша, падает на самое дно развратной жизни, к тому же её ещё и подозревают в убийстве. Виной этому является банальная сексуальная распущенность Нехлюдова. А что делает сейчас, наша молодёжь и вообще наше население? С попустительства уже нескольких поколений, игнорируются эти традиции целомудрия и тем самым нарушаются нравственные законы природы. Хочется ещё раз подчеркнуть, что эта тема Л.Н. Толстым не особо обозначается как главной, она не занимает много описания, но именно она  является решающим фактором в развитии нравственного падения героев, настолько сильным, что это и позволило дальнейшему воскресению. Я здесь не призываю всем упасть, чтобы потом очиститься и стать лучше. Надо следовать нравственным законом и своей совести, чтобы не допускать падений, потому что не факт, что потом можно будет подняться. Если бы не случайность и не суд, то вполне хороший человек, такой как Нехлюдов благополучно бы развратился до конца и жил бы как все.
Остальные проблемы общества, такие как праздность правящего сословия, недостатки судебной системы, все они вытекают из одной проблемы отхода людей от нравственных законов и от законов совести. Толстой негласно ставит вопрос, кто этим должен заниматься? По логике вещей получается Церковь. Но, к сожалению, она не занимается этим, а лишь исполняет обряды и транслирует неосмысленные молитвы. Возможно, были и истинные священнослужители, но они не смогли сломить общее разложение, иначе бы не было никаких революций 1917 года. Не буду детально останавливаться на этих проблемах, чтобы не затушевать главную обозначенную вначале. Противопоставление нравственности растлению – вот краеугольный камень, где решается основная судьба развития человека. Не будет растления и развращения – человек будет нравственно на порядок духовно развит.

?

Log in

No account? Create an account