
А.П. Чехов мастерски и объективно описывает жизнь, поведения людей в той или иной ситуации, и если она совпадает с современностью, то большая вероятность, что люди будут вести себя точно также. Человеческая психика мало претерпела изменений со времён появления первых людей. Именно благодаря неизменности человека, мы ценим классиков и по сей день. Если переходить к конкретным произведениям Чехова, то хотелось бы отметить его пьесу «Три сестры», написанные им в конце жизни, что говорит о зрелости произведения.
Прежде всего, хотелось бы порассуждать, почему Чехов назвал пьесу «Три сестры», кстати, там есть ещё их брат, который по уровню образованности гораздо их выше, он мог бы быть профессором в московском университете. Антон Павлович не назвал пьесу, к примеру «Семья Прозоровых», нет, он рассматривает сестёр, как главный посыл произведения. Так в чём же он? Сёстры живут в маленьком городке, в который охарактеризовал брат Андрей:
«Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны,
серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, безполезны, несчастны... Город наш существует уже двести лет, в нем
сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника, ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал
бы зависть или страстное желание подражать ему. Только едят, пьют, спят, потом умирают... родятся другие,
и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой,
картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не
слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери...»
Вот, на мой взгляд, главный посыл пьесы, но он сказан не сёстрами, а их братом, так почему же всё-таки Чехов отдаёт пальму первенства сёстрам. Хотя сёстры не могут рассуждать так, умно как их брат, но у них есть более главное достоинство, они чувствуют «мёртвое болото» этого города, они не смиряются с ним, в отличие от брата, в особенности младшая сестра Ирина. Они жаждут выбраться из него, правда, до конца не понимая как, неоднократно повторяя, что нужно работать. В конце она решается уехать и работать учительницей. Однако, её старшая сестра Ольга уже работает в гимназии, но это её не спасает от страданий некой безысходности. В пьесе Чехов ставит вопрос не просто «смысла жизни» в работе. Казалось бы, куда лучше, Ольга работает в гимназии, несёт знания детям, так нет, не в этом разгадка. Тогда в чём? Здесь Чехов оставляет это вопрос на решение самому зрителю или читателю пьесы.
Думаю, что ответ надо искать в идее, а не просто в работе или в мечте, которая звучит из уст Вершинина:
«Мне кажется, нет и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен умный, образованный человек. Допустим, что среди ста
тысяч населения этого города, конечно, отсталого и грубого, таких, как вы, только три. Само собою разумеется, вам не победить окружающей вас темной массы; в течение вашей жизни мало-помалу вы должны будете уступить и затеряться в стотысячной толпе, вас заглушит жизнь, но все же вы не исчезнете, не останетесь без влияния; таких, как вы, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так
далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством. Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец».
Красивая мысль, но высокие идеи должны иметь возможность реализации конкретным человеком. Пусть не сразу, пусть это будет путь к счастливому будущему, но человек своими усилиями должен, в зависимости от его возможностей, приближать это счастливое время, вносит посильный вклад и видеть свои плоды, стараться найти пути влиять на изменения ситуации ещё больше. Последний пункт наиболее важен, потому что всегда можно себя убедить, что ты уже внёс вклад (он может быть и небольшим), не это главное, важно, чтобы человек искал, как быть ему наиболее полезным, только в таком случае он может проявить себя истинным, постоянно совершенствующимся Человеком. В этом истинный «смысл жизни».
«Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны,
серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, безполезны, несчастны... Город наш существует уже двести лет, в нем
сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника, ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал
бы зависть или страстное желание подражать ему. Только едят, пьют, спят, потом умирают... родятся другие,
и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой,
картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не
слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери...»
Вот, на мой взгляд, главный посыл пьесы, но он сказан не сёстрами, а их братом, так почему же всё-таки Чехов отдаёт пальму первенства сёстрам. Хотя сёстры не могут рассуждать так, умно как их брат, но у них есть более главное достоинство, они чувствуют «мёртвое болото» этого города, они не смиряются с ним, в отличие от брата, в особенности младшая сестра Ирина. Они жаждут выбраться из него, правда, до конца не понимая как, неоднократно повторяя, что нужно работать. В конце она решается уехать и работать учительницей. Однако, её старшая сестра Ольга уже работает в гимназии, но это её не спасает от страданий некой безысходности. В пьесе Чехов ставит вопрос не просто «смысла жизни» в работе. Казалось бы, куда лучше, Ольга работает в гимназии, несёт знания детям, так нет, не в этом разгадка. Тогда в чём? Здесь Чехов оставляет это вопрос на решение самому зрителю или читателю пьесы.
Думаю, что ответ надо искать в идее, а не просто в работе или в мечте, которая звучит из уст Вершинина:
«Мне кажется, нет и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен умный, образованный человек. Допустим, что среди ста
тысяч населения этого города, конечно, отсталого и грубого, таких, как вы, только три. Само собою разумеется, вам не победить окружающей вас темной массы; в течение вашей жизни мало-помалу вы должны будете уступить и затеряться в стотысячной толпе, вас заглушит жизнь, но все же вы не исчезнете, не останетесь без влияния; таких, как вы, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так
далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством. Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец».
Красивая мысль, но высокие идеи должны иметь возможность реализации конкретным человеком. Пусть не сразу, пусть это будет путь к счастливому будущему, но человек своими усилиями должен, в зависимости от его возможностей, приближать это счастливое время, вносит посильный вклад и видеть свои плоды, стараться найти пути влиять на изменения ситуации ещё больше. Последний пункт наиболее важен, потому что всегда можно себя убедить, что ты уже внёс вклад (он может быть и небольшим), не это главное, важно, чтобы человек искал, как быть ему наиболее полезным, только в таком случае он может проявить себя истинным, постоянно совершенствующимся Человеком. В этом истинный «смысл жизни».