vlad1_74

Неплохо бы видеть за деревьями лес

Previous Entry Share Next Entry
Живые мертвецы среди нас или «смерть в живе». Они неумолимо множатся
vlad1_74




О чём думал Блок в своём стихотворении описывая живых мертвецах и не только он. Что это за явление и есть ли оно среди нас сейчас? Вчитаемся внимательно в строчки стихотворения.
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей...

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.


Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот...


Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор...
А мертвеца — к другому безобразью

Скрежещущий несет таксомотор.


В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной

Хозяйка — дура и супруг — дурак.


Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон...
Он крепко жмет приятельские руки —

Живым, живым казаться должен он!


Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами

Ты слышишь настоящие слова:


«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали

На вальс NN. Она в вас влюблена...»


А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови...
В ее лице, девически прекрасном,

Бессмысленный восторг живой любви...


Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,

Как на плечо склонилась голова...


И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он...
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»


В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Как разобраться в этом явлении, и чем оно чревато.  Салтыков – Щедрин определял его как беспредельное блаженство и упивание собой, находясь за границей на Западе. Так в чём причина? Может довольство собой не мотивирует развитие, зачем развиваться, если ты уже совершенство. Может этот негатив  чувствовали в человеке наши классики постоянно, подстёгивали человека задуматься над тем, как мы живём. «Человек в футляре» это классическое описание мертвечины Чеховым.

Всё бы это ничего, но капитализм перерождается, он уже не может развиваться, т.к. для этого нужны новые рынки сбыта, а их нет, и это накладывает отпечаток и на мировоззрение людей. Наиболее сильным ударом было падение СССР, что как бы говорит о том, что лучше капитализма ничего нет, конец истории развития общества, соответственно и человека. Вопрос не в техническом прогрессе, он развивается, но лишь для того, чтобы ещё комфортнее жилось, стремление к бесконечному блаженству, вот цель существования, но при этом нет развития личности, более того идет её деградация. Разве это не духовная смерть? Имеется в виду духовная смерть не в религиозном смысле. Смерть духа приведёт неминуемо к смерти физической.

Если мы посмотрим на роман Пушкина «Евгений Онегин», что мы видим, молодого повесу который настолько пресытился от удовольствий жизнью, что впал в хандру. Сейчас технический прогресс  всё в большей степени даёт возможность жить с большими удовольствиями. Как ни странно это будет звучать, спасибо нашим нуворишам, что они грабят народ, и не дают ему возможность «духовно умереть», что мы наблюдаем сплошь и рядом в пресыщенной части Западной Европы. Если вы думаете, что явления типа ЛГБТ это развитие, то вы ошибаетесь, это деградация. Только высшее духовное развитие спасительно, потому что здесь критерием является стремление  к продолжению жизни, а низший дух ведёт, на примере ЛГБТ, к вымиранию и к смерти. Однако заметим, что Блок отметил два признака мёртвости: злобу, (Чем ночь белее, тем чернее злоба) и безнравственность (Нашептывает он, виляя задом, сенатору скабрезный анекдот).

И наконец, что мы имеем в итоге, как различить людей  живых и мёртвых? Если  явления в жизни общества, которые в перспективе ведут к смерти, значит люди, которые этому способствуют и есть живые мертвецы, именно они носители, через них метафизики смерти разрушает наш мир. Зная это, мы каким-то образом можем этому противостоять, в противном случае нас ждёт «финита  ля комедия».

P.S. По этой теме есть интересные размышления у Э.Фрома по отношению к мыслям К. Маркса. В своей работе «Иметь или быть?» Фромм пишет: «Труд, по Марксу, символизирует человеческую деятельность, а человеческая деятельность есть жизнь. Напротив, капитал, с точки зрения Маркса, — это накопленное, прошлое и в конечном счете мертвое. Нельзя полностью понять, какой эмоциональный заряд для Маркса имела борьба между трудом и капиталом, если не принять во внимание, что для него это была борьба между жизнью и смертью, борьба настоящего с прошлым, борьба людей и вещей, борьба бытия и обладания. Для Маркса вопрос стоял так: «Кто должен править кем? Должно ли живое властвовать над мертвым или мертвое над живым?» Социализм для него олицетворял общество, в котором живое одерживает победу над мертвым».

?

Log in

No account? Create an account