Стоило рэперам объединиться и власти, испугавшись протеста молодёжи, пошли на попятную

Властям и полицейским не нужно «кошмарить» рэперов, заявил директор ВГТРК Дмитрий Киселёв 2 декабря в эфире телепрограммы «Вести недели».

Киселёв сравнил рэперов с «кошками», которые гуляют «сами по себе» и которых нельзя приручить полицейскими методами. Если же попытаться это сделать, то мы «своими руками превратим все рэп-сообщество в своих врагов», считает журналист.

Яркой иллюстрацией «чрезмерности» в отношении к рэперам Киселёв считает резонансное задержание Хаски. Вместе с тем он признал, что представителям жанра негоже «пропагандировать наркотики» со сцены, как, например, Элджей, или призывать к анархии, что любит Noize MC.

Тем не менее и с такими артистами, по мнению Киселёва, лучше вести мягкую разьяснительную работу, чем закрывать их в полицейском участке. По его мнению, цивилизованный диалог поможет даже самым «отвязным» рэперам выработать «критерии зла» и осознать творческую ответственность перед аудиторией.

Киселёв также напомнил, что многие известные рэперы, при всем их протестном драйве, позиционируют себя как патриоты России и антизападники. В качестве примера он привел композицию Face «Я роняю Запад», а также проникновенные строчки Басты о «Великой России» и «родном Ростове», где «начался путь» музыканта.

Отметим, ажиотаж вокруг обсуждаемой темы разгорелся в ноябре 2018 года в связи с задежанием рэпера Хаски. Артиста забрали в полицию, после того как он решил устроить концерт на крыше чужой машины. Артиста досрочно выпустили из-под 12-дневного ареста после вмешательства директора RT Маргариты Симоньян и Администрации президента.

Преследование со стороны правоохранителей коснулось и других исполнителей. Так, 1 декабря 2018 года полиция заинтересовалась группой IC3PEAK.

По словам участников коллектива, их задержали по анонимному звонку перед концертом в Новосибирске. Менеджер группы Олег Митрофанов жаловался, что полицейские угрожали подбросить ему наркотики, если он не согласится отменить мероприятие. Тем не менее музыкантов отпустили в тот же день, а концерт состоялся.

Отметим также, что отечественный рэп возник достаточно давно. Само это понятие получило в СССР относительную известность за несколько лет до распада страны.

В частности, советская группа «Час Пик» записала магнитоальбом «Рэп» еще в 1984 году. Точно так же называлась и дебютная пластинка певицы Лики Стар, вышедшая 6 лет спустя.

Вторая волна популярности рэпа в нашей стране относится к началу 2000-х гг. В то время на слуху у российской молодежи были такие исполнители, как Децл (Кирилл Толмацкий), «Каста» и «Многоточие».

Третий по счету всплеск интереса к рэпу пришелся на вторую половину 2010-х. Социологи и музыкальные критики связывают ренессанс хип-хоп-культуры с тотальным распространением интернета и феноменом «поколения Z».

Комментарий редакции

Киселёв, безусловно, прав, что исключительно «силовой» диалог с российскими рэперами недопустим. В самом деле, полицейское отношение к неформатным явлениям в культуре никогда и нигде не шло на пользу ни власти, ни преследуемым ею художникам. Этот тезис можно проиллюстрировать длинной чередой эпизодов — от изгнания Овидия из Рима до преследования рок-музыкантов в позднем СССР.

В то же время Киселёв переоценивает контркультурную значимость отечественного рэпа. В самом деле, этот жанр прижился в России не вчера и не сегодня, поэтому считать его революционным было бы довольно опрометчиво.

Стоит учесть и то, что большинство российских рэперов не столько предлагают альтернативу регрессивной капиталистической действительности, сколько еще глубже погружают в нее. В самом деле, разве пропагандируемый ими культ «красивой» жизни не замыкает молодежный протест в тесных границах буржуазного преуспеяния?

P.S. Свою оценку рэпа я дал ранее.  Как всё-таки власти бояться коллективного сопротивления. Пример рэперов, тому прямое доказательство и пример политическим силам. Надо признать спецслужбы мудро отреагировали на протестную акцию, по принципу «не можешь предотвратить процесс - возглавь его».   Нет слов, чем разгонять бесшабашные молодёжные протесты, лучше их держать под бесструктурным контролем. Сейчас они будут грантами задавать направление развития рэпа. Думаю, это правильный подход, только при наличии идеологической составляющей, которой, к сожалению, нет, тем не менее что-то двигается в сторону общечеловеческих ценностей. Это можно судить даже по сериалам, спонсируемым государством. Они на порядок (даже при наличии недостатков) стали более благонравными. 

Стоит понаблюдать, на какие направления рэпа будут выделяться гранты. Оценку этому может дать активное гражданское общество и тем самым эти «кошки, ходящие сами по себе» будут оглядываться на общественное мнение и соизмерять свои «творческие выплески». От этого все только выиграют.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded