Хотелось бы дать объективную оценку кинофестивалю «ЗА». Планка объективности ко многому обязывает, конечно, не может быть в жизни 100% объективной оценки, её, наверное, может дать только Бог, но иметь цель максимально к ней приблизиться - наша задача. Это важно потому, что, по сути, на наших глазах закладывается будущее направление кинематографа.
Напомню про определяющую мировоззренческую роль кино в нашей жизни. Почему господствуют американцы? Потому что господствует их Голливуд. Возможно, мы можем уступить им в игре талантливых артистов, у нас нет таких финансовых возможностей стянуть таланты к себе, но в плане концептуальных направлений, идей, нравственности - в конце-то концов, здесь мы можем и должны вырваться вперёд и задать направление, не побоюсь это озвучить - всему миру. Прошедший фестиваль «ЗА» - одна из таких попыток. Очень сожалею, что не имел возможности посмотреть все фильмы, но 15 фильмов просмотренные мной, дали мне почувствовать дух фестиваля. Надо отдать должное экспертам, которые отбирали фильмы, как я услышал на конференции, их было более 250.
Возможно, фильмы не зрелищны, но они интересны. Скажу более того, картина должна заставлять задуматься, а если сюжет захватывает на протяжении всей картины, времени задуматься не будет и не факт, что будет время после картины. Иной раз смотришь фильм, сюжет никакой и начинаешь думать, ну что же хотел сказать автор? Если фильм не пустой, часовые обсуждения самого фильма бывают интереснее картины. Если придёте к в киноклуб «Восхождение» убедитесь в этом сами.
Объективность напрямую связана с реалиями жизни. В большинстве случаев вопросы и проблемы, поднимаемые в фильмах, не уходили в некую искусственную виртуальность, в «чистый мир искусств», а соответствовали реалиям жизни. Характерная картина в этом плане, Евгении Саргиной «НЮ». Показан молодой человек, настоящий такой - «живой», попадает в среду абстрактного искусства, и он побеждает не профессионализмом, а своей внутренней естественной человеческой силой. Ложечкой дёгтя в картине показан образ эмансипированной натурщицы, где она первая целует парня и вообще инициативна в этом плане. Неплохо было бы здесь вспомнить строчки А.С.Пушкина
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змеёй,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняясь на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле —
И делишь наконец мой пламень поневоле!
Сколько правды жизни в этих строчках. Если девушки думают, что мужчинам нравятся активные девушки, они ошибаются. Не хочется здесь, как то бросить тень на Пушкина, но лучшего ценителя женщин, наверное, нет. Эталон обозначен, к нему и тянуться не грех.
Не удержусь, скажу ещё об одном фильме «Витька вор и дядька его Егор» Максима Иванова. Актёр, игравший Витьку, был отмечен лучшим на фестивале. Замысел же фильма был как в случае с Аристотелем. «Женщина лёгкого поведения подошла к Аристотелю и сказала, что легко уведёт у него учеников, на что Аристотель согласился и ответил, что тянуть вниз человека всегда легче, чем наверх». К сожалению, режиссёр Максим Иванов выступил здесь в роли этой падшей женщины. Вор Витька в итоге совратил своего дядю на воровство, хотя в фильме был шанс, обратного хода событий не вниз, а наверх.
Роль искусства, по моему убеждению, должна быть продолжением традиционной христианской культуры. Раньше, чтобы людей вывести из животного состояния взращивались религии, и на этой базе развивалась культура. Религия и культура выполняли эту миссию. С ростом научно-технического прогресса влияние религий падает из года в год, вы сами наблюдаете, что делается с уровнем культуры, и человек постепенно начал опускаться. Кто понесёт миссию, возвышающую человека? Реанимировать религию в настоящее время весьма сложно, а вот искусству поднять «это знамя» вполне под силу. Недаром фильмы, в основе которых лежат принципы христианской тематики завоёвывают симпатии. Многие, наверное, смотрели кинокартину «Левиафан». По сути, библейские образы были показаны в нашей современной действительности, Левиафан в образе местной власти – действительно чудовищен. Но режиссёр Андрей Звягинцев видимо не до конца понял библейское учение. Бог поражает Левиафана, написано в Библии (Ис. 27:1). Понятно, что Бог действует через людей. Этой главной финальной точки не хватило в картине у Звягинцева. Тем не менее, вот эта ассоциация с библейскими сюжетами даёт живой импульс и энергию кинокартине.
К сожалению, не посмотрел фильм, оцененный жюри как лучший, режиссёра Ксении Зуевой «Геля», но внутренняя оценка самого жюри даёт мне надежду, что они сделали правильный выбор. Надеюсь, что профессионализм и общий уровень фестиваля будет наращиваться с каждым годом. Всем удачи!
Возможно, фильмы не зрелищны, но они интересны. Скажу более того, картина должна заставлять задуматься, а если сюжет захватывает на протяжении всей картины, времени задуматься не будет и не факт, что будет время после картины. Иной раз смотришь фильм, сюжет никакой и начинаешь думать, ну что же хотел сказать автор? Если фильм не пустой, часовые обсуждения самого фильма бывают интереснее картины. Если придёте к в киноклуб «Восхождение» убедитесь в этом сами.
Объективность напрямую связана с реалиями жизни. В большинстве случаев вопросы и проблемы, поднимаемые в фильмах, не уходили в некую искусственную виртуальность, в «чистый мир искусств», а соответствовали реалиям жизни. Характерная картина в этом плане, Евгении Саргиной «НЮ». Показан молодой человек, настоящий такой - «живой», попадает в среду абстрактного искусства, и он побеждает не профессионализмом, а своей внутренней естественной человеческой силой. Ложечкой дёгтя в картине показан образ эмансипированной натурщицы, где она первая целует парня и вообще инициативна в этом плане. Неплохо было бы здесь вспомнить строчки А.С.Пушкина
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змеёй,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняясь на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле —
И делишь наконец мой пламень поневоле!
Сколько правды жизни в этих строчках. Если девушки думают, что мужчинам нравятся активные девушки, они ошибаются. Не хочется здесь, как то бросить тень на Пушкина, но лучшего ценителя женщин, наверное, нет. Эталон обозначен, к нему и тянуться не грех.
Не удержусь, скажу ещё об одном фильме «Витька вор и дядька его Егор» Максима Иванова. Актёр, игравший Витьку, был отмечен лучшим на фестивале. Замысел же фильма был как в случае с Аристотелем. «Женщина лёгкого поведения подошла к Аристотелю и сказала, что легко уведёт у него учеников, на что Аристотель согласился и ответил, что тянуть вниз человека всегда легче, чем наверх». К сожалению, режиссёр Максим Иванов выступил здесь в роли этой падшей женщины. Вор Витька в итоге совратил своего дядю на воровство, хотя в фильме был шанс, обратного хода событий не вниз, а наверх.
Роль искусства, по моему убеждению, должна быть продолжением традиционной христианской культуры. Раньше, чтобы людей вывести из животного состояния взращивались религии, и на этой базе развивалась культура. Религия и культура выполняли эту миссию. С ростом научно-технического прогресса влияние религий падает из года в год, вы сами наблюдаете, что делается с уровнем культуры, и человек постепенно начал опускаться. Кто понесёт миссию, возвышающую человека? Реанимировать религию в настоящее время весьма сложно, а вот искусству поднять «это знамя» вполне под силу. Недаром фильмы, в основе которых лежат принципы христианской тематики завоёвывают симпатии. Многие, наверное, смотрели кинокартину «Левиафан». По сути, библейские образы были показаны в нашей современной действительности, Левиафан в образе местной власти – действительно чудовищен. Но режиссёр Андрей Звягинцев видимо не до конца понял библейское учение. Бог поражает Левиафана, написано в Библии (Ис. 27:1). Понятно, что Бог действует через людей. Этой главной финальной точки не хватило в картине у Звягинцева. Тем не менее, вот эта ассоциация с библейскими сюжетами даёт живой импульс и энергию кинокартине.
К сожалению, не посмотрел фильм, оцененный жюри как лучший, режиссёра Ксении Зуевой «Геля», но внутренняя оценка самого жюри даёт мне надежду, что они сделали правильный выбор. Надеюсь, что профессионализм и общий уровень фестиваля будет наращиваться с каждым годом. Всем удачи!